Как организовать параллельный учет на иностранном предприятии при помощи SAP R/3.


Требования параллельного учета
Возможности системы
Варианты решений
 

Требования параллельного учета

Предприятия с иностранным капиталом, которые осуществляют свою деятельность в России, зачастую вынуждены помимо фискальной (российской) отчетности подготавливать и предоставлять владельцам предприятия (штаб-квартире) корпоративную отчетность. Корпоративная отчетность используется для оценки деятельности предприятия по международным стандартам и для консолидации финансовой отчетности на уровне концерна (для предприятий, входящих в состав мультинациональных групп).

Под параллельным учетом мы подразумеваем раздельный пооперационный учет событий финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, параллельный учет следует отличать от параллельной отчетности (задача трансформация отчетности).

При ведении параллельного учета возникает ряд требований:

В отдельных случаях помимо стандартной финансовой отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках) предприятие обязано представлять ряд управленческих отчетов (например, отчет о затратах в разрезе мест их возникновения). Это накладывает дополнительные требования на степень аналитики параллельного учета.

Пример:

Предприятие ЗАО "ZZZ" является дочерним предприятием концерна "XYZ". Предприятие должно ежемесячно (концом финансового месяца является конец соответствующей недели) представлять финансовую отчетность в свою штаб-квартиру. Валюта отчетности - евро, позиции отчетности должны быть раскрыты с использованием аналитики единого корпоративного плана счетов. По корпоративным правилам услуги сторонних организаций относятся на затраты сразу после выполнения работ. Нормы амортизационных отчислений на основные средства отличаются от российских. Дополнительно затраты на ремонт и обслуживание производственной линии должны быть представлены в разрезе видов оборудования.

Возможности системы

Система SAP R/3 предоставляет различные возможности для ведения параллельного учета на предприятии.

План счетов

В дополнение к оперативному плану счетов могут быть определены план счетов концерна и план счетов страны. Они используются в следующих ситуациях:

Тип валюты

В системы SAP R/3 существует понятие типа валюты. Существуют следующие типы валют:

Суммы в дополнительных валютах могут рассчитываться как для бухгалтерских документов, так и для регистров бухгалтерского учета.

Оценка материалов

Для балансового учета стоимости запасов в валюте, отличной от валюты балансовой единицы, применяется Регистр Материалов. Для каждого типа регистра материалов можно определить до трех дополнительных валют оценки материалов (для определения используется тип валюты).

Износ основных средств

Существует возможность определить несколько областей оценки стоимости основных средств. Для каждого основного средства можно определить различные правила амортизации в зависимости от области оценки стоимости.

Финансовый календарь

Финансовый календарь задается путем определения варианта финансового года. Существует возможность определить любое количество отчетных периодов, конец каждого периода задается указанием конкретной даты. Альтернативный финансовый календарь можно задействовать только в Специальных Регистрах финансовой бухгалтерии.

Специальные регистры

Специальные Регистры финансовой бухгалтерии (FI-SL) являются полномасштабным средством поддержки параллельного учета.
На уровне регистра существует возможность определить альтернативный финансовый календарь, который будет управлять отражением хозяйственных операций в том или ином периоде.
Специальные регистры поддерживают разделение учета на уровне финансовых документов, то есть позволяют организовать параллельный массив операционных данных. Документ специальных регистров ссылается на первичный документ (документ FI, MM, SD), таким образом существует возможность "развернуть" данные суммовых оборотов по счетам до уровня первичной операции.
Кроме того, специальные регистры содержат средства планирования и перераспределения финансовых данных.

Варианты решений

Комплекс требований предприятия к ведению параллельного учета определяет возможные варианты системных решений.
Нередко дополнительные ограничения на реализацию накладывает корпоративная политика в области развития системы SAP R/3, в особенности, если система инсталлирована на центральном корпоративном сервере и существует жесткая политика ведения локальных разработок.

Достаточно часто параллельный учет строится без использования специальных регистров на базе главной книги с использованием альтернативного плана счетов и дополнительных валют. В этом случае, как правило, оперативный план счетов разбивается на три части, каждая из которых обслуживает:

Данное решение имеет ряд ограничений, самым существенным из которых является отсутствие возможности использования альтернативного финансового календаря для анализа данных оборотов основных счетов. Также ограничена возможность использования дополнительных контировок.

Эти проблемы снимаются при использовании специальных регистров, однако в этом случае сложность решения увеличивается.

При использовании специальных регистров рекомендуется использовать выделенную часть оперативного плана счетов для осуществления корректирующих проводок, так как пользовательский интерфейс прямых проводок в специальных регистрах недостаточно развит.

Ключевым вопросом при внедрении специальных регистров является вопрос о первичном учете:

Оба решения имеют право на существования, выбор определяется конкретными требованиями предприятия и, зачастую, условиями исторически сложившейся ситуации.

При выборе решения также следует рассмотреть возможность построения параллельного учета на базе модулей CO и EC.
 
 


Если у Вас возникли вопросы по этому материалу, обращайтесь к нам по адресу sappers@narod.ru

Copyright 2001 sappers.narod.ru

Hosted by uCoz